На такое способны только чокнутые: в пятницу после работы прыгнуть в машину, совершить двенадцати часовой бросок в Горный Алтай (850 км), поспать три часа, потом целый день бродить по горам, к вечеру вернуться на базу, сон, ранний подъём и опять двенадцать часов на машине до родного Новосибирска. Так прошли мои выходные. Я привёз с собой две кедровые шишки, сувенир — блюдце, триста фотографий и море эмоций. Но обо всём по порядку.
Моё путешествие на Алтай началось много лет назад.
В юношеском возрасте, будучи радиоспортсменом, я довольно много поездил по стране в составе сборной Новосибирской области — Томск, Красноярск, Москва, Саратов, Ленинград, Свердловск. А как турист первый раз посетил другой регион только в двадцать семь лет. И это был Горный Алтай.
Шёл 1996 год. Нам с женой подарили путёвки по системе «всё включено», правда, All inclusive был с алтайским «акцентом»: проживание (сносное), питание (ужасное), подъём в гору (так себе), сплав по Катуни (класс!), посещение бани (всего полчаса) и конные прогулки.
У турбазы, на которую мы приехали, накануне сменился собственник, так что на базе царил настоящий бардак. Как говорится, «не дай Вам Бог жить в эпоху перемен».
В той поездке много чего было с пометкой «первый раз».
Первый раз в жизни я сплавлялся по горной реке, первый раз в жизни катался на лошади. Даже такой не самый необходимый в жизни опыт: пьяный алтаец, сидя на лавке, завалился набок с полным стаканом водки в руке. Это был конюх нашей базы.
С ним легко было договариваться по поводу лошадей. На первую прогулку он запряг старую кобылу, которая, словно цирковая, ходила только по кругу. В следующий раз я попросил конюха запрячь кого-нибудь порезвее, и он снарядил молодого жеребца. Вот от этого катания остались совсем другие эмоции. Стоило жеребца слегка ускорить, как он нёсся так, что ветер свистел в ушах.
Наши путёвки были двухнедельные, но все четырнадцать дней мы не выдержали. Погода испортилась, пошли дожди, сидеть в холодном, сыром домике целыми днями стало скучно, и мы поехали домой.
В Горный Алтай я вернулся спустя семнадцать лет.
То, как меня пригласили в эту поездку напоминало эпизод из фильма «Приключение итальянцев в России»:
— Андрюша, ты хочешь заработать миллиард?
— Да!
Миллиард, правда, никто мне не предлагал, а просто прислали сообщение: «Хотите на выходные съездить в Горный Алтай? За наш счёт!»
— Хочу!
В пятницу вечером за мной на работу заехала «семёрка» с номерами 16-го региона. Я удивился:
— Ого! Аж из Татарстана к нам приехали?
— Машина — да, а сам я из Узбекистана.
Водитель с трудно запоминаемым именем попросил называть его Сергей. Мы познакомились. На задних креслах, уткнувшись в телефоны, сидели знакомые блогеры.
— В путь? — спросил Сергей.
Картина вырисовывалась такая: трое россиян, за рулём гражданин Узбекистана, машина из Татарстана. А едем мы из Новосибирска в Горный Алтай. Ничего необычного.
— Поехали!
Наша конечная цель — село Усть-Кокса, что в Уймонской долине. Там должен встретить хозяин гостевого дома, затем поход в горы, а в воскресенье утром выдвигаемся в обратный путь. На словах всё просто и заманчиво. Сможет ли наш «интернационал» за ночь проехать больше восьмисот километров?
Первые сомнения появились после выезда из города. Машина как-то странно повела себя на дороге, и Сергей прижался к обочине. Оказалось, что пробило колесо.
— Запаска-то есть? — спросили мы Сергея.
— Запаска? Тут такое дело… — Сергей сдвинул кепку на затылок. — Машина, в общем, не моя. Но должна быть запаска… Как же без запаски…
И решительно открыл багажник.
— Есть! — обрадовался водитель. — Живём! Сейчас быстро поменяю колесо!
Он достал инструменты. Пока Сергей трудился мы обсуждали предстоящий поход в горы. Выяснилось, что никто из нас не взял с собой тёплых вещей.
— А в Усть-Коксе кто-нибудь был? — спросил я.
— Нет, — ответил один, а второй сообщил, что зато у него есть коньяк.
— Готово! — объявил Сергей. — В машину!
— Ура!
Мы расселись по местам. На заднем сиденье звякнули стаканы:
— Будешь?
Я отказался.
— А мы по чуть-чуть… Ну, за колесо!
По салону потянуло спиртным.
— За дорогу!
Я спросил Сергея, не отвлекает ли его звон стаканов?
— Даже помогает, — засмеялся Сергей.
— О-о-о! За водителя!
Блогеры — люди творческие, для них придумать тост — вообще не проблема.
— За российский автопром!
После поворота трассы на Бийск «гульба» на заднем сиденье прекратилась. Сергей усмехнулся:
— Молодые — слабенькие…
Я спросил:
— Большой опыт?
— Завязал. Раньше — да, бывало. А ты?
— Однажды я пил из крышки мыльницы.
Водитель посмотрел на меня с уважением.
Ночная дорога скучна, впереди видимость только в пределах света фар. Лишь изредка мелькают в стороне огни деревень, мимо которых мы проезжаем. После Маймы стали проглядываться очертания гор.
— Считай, половину дороги проехали, — сказал Сергей.
Потом мы долго молчали. Спать не хотелось. Я украдкой следил за водителем, чтобы он не закемарил. Внезапно повалил снег. Да такой крупный, что «дворники» еле справлялись с налипшими хлопьями.
— Плохо дело, — сказал Сергей, — Семинский перевал могут перекрыть. Тогда придётся ехать в объезд.
Он как в воду глядел. Перед перевалом дежурили дорожные службы. Сергей пошёл узнавать, насколько всё серьёзно. Мои попутчики на заднем сиденье проснулись:
— Уже приехали?
Я обрисовал ситуацию со снегом и перевалом. Вернулся водитель. Вид у него был слегка виноватый. По прогнозу снег будет валить всю ночь, сказал он, уборочная техника подойдёт только утром. У нас два варианта: либо простоять всю ночь на обочине, либо попытаться прорваться через перевал на машине.
— А в чём подвох? — спросил я.
— Тут такое дело… На машине стоит летняя резина.
С минуту мы переваривали услышанную информацию.
— К чёрту обочину! — заявил я. — Не для того мы проехали пятьсот километров, чтобы испугаться снега. Сибиряки мы или кто? Прорвёмся!
В этом месте хотелось бы написать, что мы скрестили пальцы, как мушкетёры, крикнули что-нибудь бодрое, но нет, ничего этого не было. Мы буднично сели в машину и поехали в зиму.
На летней резине.
В снегопад и гололёд.
Через Семинский перевал.
Помните, я начал свой рассказ с того, что на такое способны только чокнутые? Это про нашу поездку.
Между прочим, это не так безобидно, как кажется. Высота перевала — 1717 метров, подъём девять километров, а спуск — одиннадцать. Именно за перевалом начинается настоящий Горный Алтай, а не «выставочно-декоративный», как в районе базы «Бирюзовая Катунь».
К счастью, ничего страшного с нами не произошло. Пара раз машину «возило» на подъёме, зато спуск прошёл гладко. По этому поводу на заднем сиденье родился тост:
— Ну, за перевал!
Я изо всех сил всматривался в черноту за окном. С левой стороны дороги стеной возвышались горы, а с правой мерещился обрыв. На поворотах я боялся, что машина вот-вот колесом нырнёт в пропасть и мы пропадём в кромешной темноте. Эх, как назло у блогеров закончился коньяк…
В село Усть-Кокса мы приехали затемно, поэтому восхититься окружающей красотой смогли только утром, когда вышли на крыльцо гостиницы. Над крышами домов возвышались горы.
Горы! Их царственное величие мне никогда не надоест!
В Усть-Коксу нас пригласил хозяин гостевого дома Леонид. Он озвучил план на сегодняшний день: добраться до озёр, которые находятся вблизи Красной горы на высоте 2500 метров.
— Если у нас получится, то обойдём все три озера, это задача максимум, а если не получится, то два.
К Первому озеру подъехали на джипе. Устроили короткий привал. Водитель джипа, чтобы нас развеселить, рассказал байку, как его дед в этих местах на медведя с ножом ходил.
Погода в горах меняется каждую минуту. Стоит солнцу сделать пару шагов по небосклону, как горы окрашиваются в новые цвета.
После привала, оставив джип на берегу Первого озера, мы пешком отправились ко Второму. Минут через двадцать Леонид, шедший во главе отряда, объявил:
— Внимание! Впереди медвежьи следы.
Мы окружили его, разглядывая отпечатки лап на снегу.
— Видите, вот большой прошёл, а рядом маленький. Похоже, медведица с медвежонком. Недавно проходили, следы свежие, — сказал Леонид, — что делать будем?
Один из блогеров ответил:
— Я читал, что медведи трусливые. Надо просто громко разговаривать и они не подойдут.
— Сибиряки мы или кто? — воскликнул второй. — Да я пацаном медведей из подъезда веником выгонял, когда они греться приходили!
Я удивленно посмотрел на спутников: откуда столько храбрости? Или ещё коньяк не выветрился?
Леонид ответил:
— Тогда в путь!
Второе озеро меньше Первого. Круглое словно блюдце. Вода в нём чистая, ледяная, сводит от холода пальцы. Мы рассыпались по берегу в поисках точек для шикарных кадров. Через полчаса наш проводник объявил, что Третьему озеру мы сегодня не успеваем:
— От Третьего озера до смотровой площадки на вершине Красной горы пешего хода ещё полтора часа. В ясную погоду оттуда просматривается Белуха. Но если всё-таки рискнём, то возвращаться придётся в темноте. В горах это не желательно.
— А ещё где-то бродят медведи, — напомнил, озираясь, блогер, выгонявший в детстве мишек веником из подъездов.
В этом месте в текст просится журналистский штамп «Усталые и довольные они возвращались домой». Не буду ему мешать, пусть так и будет.
До новых встреч, Алтай!