Кто написал «Гарри Поттера»? Странный вопрос. Конечно, британская писательница Джоан Роулинг! Какие могут быть сомнения в её авторстве? Миллионные тиражи романов о мальчике-волшебнике сделали Роулинг, пожалуй, самым известным писателем современности. Но… Есть у меня одно соображение по этому поводу.
Любой писатель на своём творческом пути проходит несколько этапов: робкие шаги, первые публикации, замечания критиков, похвалы маститых авторов, провалы, широкое признание. Или не признание, кому как повезёт. Но ранние публикации — обязательны. Это как появление на свет, заявление о себе миру.
Без ранних рассказов Антоши Чехонте не было бы классика русской литературы А.П. Чехова. Михаил Булгаков, начиная свой творческий путь, сочинил несколько пьес, правда, позднее их уничтожил, но одна — «Сыновья муллы» — сохранилась. Без этих пьес Булгаков не стал бы автором «Белой гвардии» и «Собачьего сердца».
С Роулинг всё иначе. В тридцать два года она написала первый роман о Гарри Поттера, а затем стала «штамповать» бестселлеры один за другим, словно горячие пирожки. Простите, не верю, так не бывает.
Все биографы Роулинг пересказывают одну и ту же историю: юная Джоана писала всё время, начиная с шести лет. У меня тогда вопрос: где её ранние публикации?
Оставим в глубоком детстве рассказы о кролике по имени Кролик, не будем спрашивать о романе про семь проклятых бриллиантов, написанном в подростковом возрасте (во всех статьях о Роулинг упоминаются только эти два «произведения»). Но где тексты двадцатилетней писательницы? Где какой-нибудь корявенький рассказ, напечатанный в студенческом журнале? А что Роулинг написала, когда ей было двадцать пять? Или всё настолько плохо, что боялась представить своё творчество широкой публике? Тем страннее выглядит её успех спустя несколько лет.
Выскажу крамольное предположение: с романами о Гарри Поттере не всё так просто.
От «Философского камня» в своё время отказались двенадцать издательств. Только Кристофер Литтл разглядел в рукописи коммерческий потенциал, но текст, скорее всего, необходимо было «довести до ума». Для этой цели Литтл привлёк профессиональных писателей, имена которых мы вряд ли узнаем.
«Философский камень» стал бестселлером. На волне успеха «писательский кооператив» выпустил ещё несколько книг о мальчике-волшебнике, заработав баснословные гонорары. Слезливая биография Роулинг идеально подходила для увеличения продаж. Небогатое детство, неудачное замужество, развод, мать-одиночка, пишущая «на коленке», и бац — автор бестселлера. Современная Золушка, не иначе.
Похоже на теорию заговора? Возможно. Но вот ещё один вопрос: если Роулинг такая талантливая писательница, почему не «выстрелил» её новый проект?
В 2013 году в свет вышел роман «Зов кукушки» за авторством никому не известного Роберта Гэлбрейта. Роман продавался ни шатко ни валко, пока в прессу не просочился слух, что Роберт Гэлбрейт, на самом деле, — это псевдоним «мамы» Гарри Поттера. Продажи «Зова кукушки» тут же взлетели до небес. Что косвенно подтверждает мою теорию: Джоана Роулинг — это не один автор, а торговая марка «писательского кооператива».